Доброе утро, уважаемые посетители сайта "Дом интересных фактов"!

Кукла

Автор статьи: Иван Сухарев

Дата: 2013-09-16

Вспомнился мне куплет одной незатейливой на первый взгляд песенки:

Я леплю из пластилина,

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак.

Если кукла выйдет плохо,

Назову ее бедняжка,

Если клоун выйдет плохо,

Назову его бедняк

Про клоунов и собак поговорим в другой раз, к пластилину и глине, а точнее, к лепке из разных материалов вернемся несколько позже, а вот кукла заслуживает самого пристального внимания. Итак, рассказ о том, что есть кукла в нашей жизни и ее история.

История куклы

Что же такое – кукла? Что она делает, где мы с ней встречаемся? Что мы знаем о кукле? Первое, что приходит на ум – конечно же, что кукла – детская игрушка. Это раз. Далее, вспомним детские театральные представления, утренники и прочие детсадовские мероприятия – куклы присутствовали в них практически всегда, то есть, кукла – актер. Это два. Исторические исследования нам повествуют о куклах, изображающих древних богов, итак, кукла – символ. Это три. В традициях разных народов неизменно присутствуют куклы, предназначенные для исполнения различных обрядов и ритуалов, они обладают магической силой, поэтому кукла – оберег, талисман и магический инструмент в добрых или злых руках. Это четвертый вариант. Есть дорогие куклы, которые не давали в руки не только детям, но и некоторым взрослым, они вообще не предназначались для игр, а занимали свое место на каминных полках или даже на отдельных столиках. Такие куклы являлись признаком роскоши и достатка, то есть, в-пятых, кукла – сувенир. Одно время одежда на куклах полностью соответствовала требованиям современной моды, и таким образом они распространяли модные тенденции по всему миру, в связи с этим, кукла – манекен, как глашатай моды. Это шестая ипостась куклы.

Для изготовления кукол применялось такое количество разнообразных материалов, как, наверное, ни в каком другом производстве. Судите сами: глина, зола, дерево, кости животных, камень, кожа, всевозможные ткани, трава и солома, стекло, металл, натуральные волосы, фарфор и папье-маше. Все это крепится, склеивается, красится различными способами и веществами. В результате куклы могут ходить, говорить, плакать и совершать различные простые движения. Но все это разнообразие стало возможным сравнительно недавно, когда люди научились использовать науку и технику во многих областях производства, а первые куклы были простыми незатейливыми фигурками без особых изысков, но, тем не менее, они несли такую смысловую нагрузку, которая современным модным куклам явно не под силу.

Есть замечательная поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», и она справедлива абсолютно, за исключением разве что музыки. Явные преимущества визуализации хорошо понимаются и нашими современниками, и также хорошо понимались далекими-далекими предками. Поэтому на заре появления первых признаков социализации и образования общества как такового, тогда и потребовались так сказать «наглядные пособия» в древних обрядах поклонения богам, сотворившим и управляющим этим миром. Люди соответственно своим представлениям изображали, таким образом, земное воплощение богов виде статуй, статуэток и тотемов, или же миниатюрных деревянных, глиняных или высеченных из камня кукол. Первые куклы появились в религиозных обрядах не только на тему сотворения мира, но и на тему погребения - куклами изображали умерших родственников, иллюзорно продлевая их земной путь и не желая расставаться так скоро с памятью о них.

Одной из самых древних кукол является кукла, найденная в захоронение «Брно-2» в Чехословакии, она сделана из бивня мамонта, у нее подвижные руки и ноги. Возраст находки 30-35 тысяч лет, она имеет явное ритуальное назначение.

Древняя китайская мифология настаивает на том, что куклы появились даже раньше людей, а точнее, что люди – это оживленные куклы. В Китае есть легенда о богине Нюйва. В ней повествуется о том, что землю создал Паньгу, пожертвовав собой во имя ее существования. Земля была прекрасна – пели птицы, цвели цветы, в реках и лесах было полно рыб и зверей, но богине Нюйва, бродившей в одиночестве, было скучно. Сидя на берегу озера, она слепила из желтой глины фигуру по своему образу и подобию, только вместо своего змеиного хвоста она сделала фигурке ноги. Стоило ей поставить глиняную куклу на землю, она тут же ожила. Так появился первый человек – «Жень». Нюйва стала лепить еще фигурки, ведь с новыми людьми жить на земле стало намного лучше. Устав работать, богиня научила людей создавать семьи и рожать детей, поэтому в Китае ее считают покровительницей молодоженов и семейной жизни в целом.

У этой истории существует продолжение, в котором рассказано, что вылепив первых людей, Нюйва, что бы ускорить процесс, стала окунать веревку в кувшин с глиной и разбрызгивать ее по земле. Падая, кусочки глины превращались в живых людей и разбегались по планете. Только не впитав от рук богини ее силу, они были слабыми, не такими умными и красивыми, как люди, слепленные вначале. Так произошло разделение людей на избранных богами и всех прочих.

Древнегреческие боги тоже были не прочь поиграть с куклами, при этом были весьма изобретательны, а иногда и жестоки. Чего стоит одна лишь из древних легенд – миф о Пандоре.

Один из немногих небожителей-практиков Гефест, покровитель кузнечного ремесла, по заказу Зевса лепил фигуру прекрасной молодой женщины, лепил из того, что было под рукой. А под рукой у Гефеста была земля и вода, поэтому Пандора, а именно так назвали эту куклу, вобрала в себя всю природную красоту. Афродита наделила ее грацией, изяществом и обаянием, Афина украсила ее голову венком. Зевс оживил Пандору и, вручив ей таинственный ящик, отправил на землю, предварительно строго-настрого запретив его открывать. Свежеоживленная командировочная красавица, набравшись у людей неуемного любопытства, открыла ящик, и обрекла все человечество на всевозможные беды, горести и несчастья. Эта было такое наказание людям, возомнившим себя равным богам и переставшим их почитать должным образом. А ко всем бедствиям, утрамбованным Зевсом в ящик Пандоры, у людей появилась еще одна проблема – особая порода женщин, выше всего ценящих блеск, лоск и звон монет.

Самым древним, на сегодняшний день обнаруженным при раскопках египетским куклам около 4 тысяч лет. Это были деревянные, украшенные геометрическими орнаментами фигурки с волосами в виде цветных деревянных бусин. Позже египтяне научились делать куклы с настоящими волосами, подвижными руками и ногами, тщательно прорисованными чертами лица. Куклы Древнего Египта, между прочим, в свое время спасли многие и многие жизни, замещая собой настоящих воинов, рабов и придворных, провожающих умерших правителей в последний путь. Раньше смерть фараона влекла за собой умерщвление всех подвластных ему людей, включая жену и родственников, а так же животных и все имущество. Действительно, не мог же великий властитель в загробном мире обходиться без привычной роскоши и удобств. К большому сожалению, имя человека, впервые предложившего прекратить безумное сокращение численности населения путем создания кукольной имитации, сокрыто в веках. А то бы памятник ему создать нерукотворный, - заслуживает более чем многие другие, жившие после.

В Древней Греции появились дорогие куклы, обладающие собственным имуществом. Кукольное приданое включало гардероб, украшения, предметы интерьера, игрушечных животных, средства передвижения, домашнюю утварь, и даже недвижимость. Естественно, такие куклы были доступны лишь состоятельным людям. В IV-V веках изготовление таких декоративных кукол выделилось в отдельную отрасль кукольного ремесла. Части тела кукол делали из обожженной глины, скрепляли их между собой проволокой или нитками, из ниток же делали и волосы.

Древний Рим перенял множество древнегреческих традиций, обычаев и правил, совершенствуя и дополняя их в соответствии со своими требованиями. Это касалось и ремесленного искусства, и, конечно же, куклы не остались в стороне. Римляне впервые приобщили кукол к моде, и вообще, сделали их вестниками моды - раскрашенные глиняные фигурки, развозимые из Рима в провинциальные города, сообщали местным дамам о последних веяниях столичной моды. Такие куклы – фигурины использовались для демонстрации новых моделей одежды.

Московка.Русская тряпичная кукла.

Кукла – идол, кукла – оберег и кукла – игрушка присутствовали у всех народов по всему миру. При этом они становятся совершенно особенными, впитывая традиции и обычаи людей, пусть и проживающих на разных континентах, и порой не подозревающих о существовании друг друга. Но всех их объединяли куклы, причем иногда они использовались в очень похожих обрядах. Так, например, русская кукла «купавка» изготавливалась и потом отправлялась в принудительное плавание по реке, унося с собой с собой беды и несчастья. Сравним ее с бумажной японской куклой нагасибина – эту куклу сажали в маленькую лодку и сплавляли по реке, прощаясь с такой куклой, японцы расставались со своими грехами, накопленными за год. Похожую роль выполняла «дарума» - кукла-матрешка из папье-маше, обладающая отличительной особенностью – у нее не было глаз. Даруму хранили в течение года, а потом сжигали вместе с проблемами и горестями, произошедшими за этот год. Японская кукла дарума явилась прообразом русской матрешки, которая стала одним из самых узнаваемых русских символов. А матрешкой ее стали называть по имени Матрена – одним из самых распространенных у простых людей Древней Руси женских имен.

Японские куклы (фигурки догу) известны с 3-го тысячелетия до нашей эры. До сих пор в Японии существует особая кукольная традиция однажды в году играть с куклами «хина». Набор таких кукол имитировал жизнь императора, включал в себя несколько десятков кукол, которые размещали на специальной семиступенчатой полке «хинакадзари». Ежегодно 3 марта японцы отмечают Хина-мацури, и все девочки получали такой набор и могли с ними играть. Единственный день в году для игр в куклы мальчиков был 5 мая, он называется Танго-но сэкку, но их набор кукол хина состоял из вооруженных самураев и героев народного эпоса. Такие наборы собирали в течение нескольких поколений, за ними ухаживали и их берегли, как семейную ценность. Да и вообще, японцы всегда особенно относились к куклам, и даже написав иероглифами японское слово «нингё» ( ningyo ) – кукла, мы получим два символа, переводимых как «человеческая культура».

Купавка. Русские тряпичные куклы.<

Многие национальные куклы делали без лица. Например, русские тряпичные куклы. Считалось, что в доме не должно быть лишних глаз, ушей и рта. К тому же кукла без лица не имеет души, следовательно, не может совершить зло или сама стать инструментом в руках злых сил. Такие куклы изготавливали, не применяя игл и ножниц, из оторванных руками кусков материи, поэтому их общее название – рванки. Это были охранные и защитные амулеты, некоторые были куклами одного дня, чаще всего их делали в религиозные праздники, а некоторые являлись семейной реликвией и хранились не одно поколение, сопровождая человека или семью всю жизнь. Как оказалось, русские тряпичные куклы отличаются большим разнообразием, как по внешнему виду, так и по своему назначению. Так, например, берегиня - кукла изготавливалась при рождении ребенка, ее укладывали в кроватку, она берегла малыша, отвлекая злых духов. Пеленашка – тряпичная кукла, изготовленная из кусков домашней ношенной одежды, она находилась в люльке до крещения ребенка, а после хранилась в семье вместе с крестильной рубашкой. Берестушка – кукла из свернутого куска бересты, внутрь которого вкладывалась молитва или заговор, эта кукла изготавливалась бабушкой для внуков. Парочка или неразлучка – свадебная кукла из двух фигурок с одной общей рукой, ее хранили всю семейную жизнь, как символ. Зернушка, зерновка, крупеничка – в регионах, где выращивали зерновые культуры, она считалась символом достатка в доме, куклу изготавливали из мешочка с зерном. Кукла «День и ночь» – двуликая кукла, оберег дома, утром ее поворачивали к себе светлой стороной, вечером – темной, приговаривая «День прошел, и, слава Богу, пусть так же пройдет и ночь». Кукла из пучка соломы или травы, наряженная в сарафан и платочек помогала хозяйке избавиться от лишнего в доме – ссор и разлада. Если в семье были проблемы, то, оставшись одна, женщина открывала окно и такой куклой – веником выметала лишнее. 12 тряпичных кукол пеленали как младенцев, скрепляли между собой и прятали за печку – они защищали от всяческих болезней насылаемых злыми духами в образе женщин-сестер Лихорадки, Лихоманки, Трясовицы, Огнеи, Ледеи, Трясеи и т.д. Стригуша – кукла из соломы, взятой из первого с этом году снопа, была символом богатого урожая. Куклы-стригуши использовались и в лечебных целях – заболевшему ребенку давали куклу, сплетенную из лекарственных трав. Куклы на праздники: коза – на колядки, крестец – на крещение, красноликие пасхальные куклы, масленица, купавка - основа этих кукол крестообразная, их делали из травы или соломы, после этого наряжали в тканые одежды и украшали ленточками, колечками и бусинками. Десятиручка – подарок невесте, что бы она все успевала, и в семье был лад.

Неразлучники. Русская тряпичная кукла.

В память о свадебной кукле в наши дни на капот автомобиля, возглавляющего свадебный кортеж, крепят красивую куклу. Кукла, изготовленная из натурального конопляного полотна, считалась универсальным оберегом от всех бед и несчастий.

Если кукле делали лицо, нарекали именем и делали подобием какого-либо человека, то считалось, что между этой куклой и ее живым прототипом существует определенная связь. Поклонники магических культов часто используют этот прием для воздействия на человека через его куклу. Связь человека с куклой становилась отнюдь не символической, когда за дело брались древние маги. В случае тяжелой болезни изготавливалась специальная кукла, которая с помощью заклинаний перенимала на себя все беды и страдания человека. После этого куклу сжигали или закапывали, избавляя человека от болезни.

Орнаменты на ткани, из которой изготавливалась одежда для кукол, соответствовали местным традициям и несли специфическую информацию, зашифрованную в древних символах, являясь одним из составляющих и формирующих магическую силу кукол. Цвета одежды явно указывали на ту сферу жизни, которой эта кукла предназначена: яркие красные, зеленые, оранжевые одежды одевали на куклу, которая заботилась о здоровье, счастье и любви в семье, желтые, золотистые оттенки способствовали благосостоянию, голубой цвет дарил вдохновение и способствовал любому творчеству.

Матрешки – куклы, вложенные одна в другую. Чаще в комплекте от 2 до 12 кукол, но иногда для особых случаев изготавливали матрешки из 48, и даже 72 кукол (семеновская матрешка высотой 1 м и шириной 0,5 м).

Карельские куклы-берегини изготавливали из остриженных женских волос – существовало поверье, что положив несколько таких кукол вокруг заболевшего человека, они изгоняли хворь и недуг. Такие лечебные куклы хранили в семейных сундуках и дарили на свадьбу, как ценный подарок.

Совместно с развитием кукольного ремесла успешно развивался кукольный театр. Театральные представления, где действие совершали актеры-куклы, были весьма популярны по всему миру – что в Китае, что в Древнем Риме. Сначала такие театры были достоянием всего народа – на ярмарках выставляли вертеп – двухъярусный кукольный театр, в котором и разыгрывалось представление, позже вертепы перекочевали в дома богатых горожан.

Надо сказать, что публичные кукольные представления своей темой выбирали острые социальные проблемы, и их сатира могла высмеять любого человека, невзирая на регалии. В связи с одним ну уж очень неприятным для себя сатирическим действием, Юлий Цезарь запретил куклам разговаривать, предполагая как то обуздать излишнюю критику своих действий. Теперь куклы стали молчать, но делать жесты им никто не запретил, поэтому стало еще проще высмеивать власть имущих и обострять какие-то проблемы.

Прообразом кукольных представлений являются ритуалы древних колдунов и шаманов. Одними из самых популярных были ритуал оживления мелких животных, например белки, или вызывание духа из-под земли. В обоих случаях это была кукла, она могла совершать несколько простых движений, но этого было достаточно, что бы окружающие поверили в реальность действий колдуна. Эти древние ритуалы превращения неживого в живое имели невероятную силу убеждения, их мотивы сохранились и до наших дней в образе, например, Буратино - Пиноккио, или Щелкунчика. В театральных представлениях использовались разные куклы: были марионетки – это куклы на нитях, тростевые куклы – к разным частям тела крепились трости, пальцевые и перчаточные – куклы, надеваемые соответственно на пальцы или всю кисть руки, теневые куклы – плоские тростевые, проектирующие тень на экран.

Средневековая Европа пыталась предать кукол анафеме, мотивируя использованием кукол в магических, языческих обрядах. Но популярность кукольных театров воспрепятствовала этому. Поэтому кукол становилось все больше, как и мастеров кукольного ремесла. Средневековый Нюрнберг стал столицей игрушек. Именно там кукольное ремесло превратилось из временного или попутного занятия в настоящее цеховое производство с разделением труда – гончары, портные, сапожники, ювелиры, плотники – работали только для кукол. С XVIII века кукольники применяют стекло, металл, фарфор – куклы становятся разнообразнее, их внешний вид и конструкция совершеннее. Одежда кукол по качеству, стоимости и современности не уступает туалетам настоящих дам. Как правило, кукла-игрушка была показателем усердия, вкуса и мастерства хозяйки, поэтому, выбирая невесту, всегда обращали внимание на ее куклы.

Для девочек из богатых семей кукол заказывали за границей. Французские куклы прославились на весь мир уже в 16 веке. Но, кроме игровой функции, у них была еще одна важная роль – они знакомили весь мир с последними веяниями моды. Аристократки выписывали таких модниц для своих дочерей, чтобы привить им хороший вкус. Этих красавиц французы назвали пандорами, отдавая дань древней легенде.

С 17 века считалось, что каждая дама для развлечений должна иметь несколько кукол, одна из которых должна быть в парадном туалете, другая – в красивом нижнем белье. Эти куклы назывались – большая и малая Пандоры. Мастера старались придать куклам максимальную правдоподобность, поэтому делали глаза из стекла, для частей тела использовали кожу козленка, на голову куклам надевали натуральные парики.

С XIX век кукла в Европе воспринимается как художественное произведение, индивидуальный подход при изготовлении куклы значительно повышает ее стоимость, и теперь кукла – не только игрушка, но так же признак достатка и состоятельности. В это же время произошло появление мягкой игрушки, как самостоятельного направления в развитии игрушек.

В конце XIX века в России появились куклы, подобные европейским. Стали развиваться кукольные мастерские, в них каждый мастер занимался своим делом. В штате таких ремесленных лавок были узкие специалисты: сапожники – они шили обувь для кукол, стекольщики – делали украшения и аксессуары для одежды – бусы, пуговицы и прочее, были специальные портные, которые наряжали куклу с головы до ног. В то время их называли «кустари-одевальщики», позже их торжественно переименовали в «мастеров по художественному оформлению кукол». Декоративная кукла, ее внешний вид, качество изготовления, стоимость и разнообразие материалов является точным отражением состояния моды, требованиям общества к красоте и идеала красоты в целом.

Куклы используются не только для охраны, но и для нападения. Колдуны африканских народов издавна в магии вуду используют кукол, как оружие, нацеленное на определенного человека.

Куклы появились так давно, что знают о людях очень многое – все наши тайны скрывают безмолвные свидетели человеческой истории. Во многих сказках кукла – мудрый советчик, защитник, помощник.

Все девочки доверяли своей кукле самые-самые секретные секреты, а все мальчишки не раз со своей армией кукол-солдатиков побеждали в сражениях. И, наверное, каждый ребенок хотел, что бы его игрушки внезапно ожили и перенесли в свой загадочный, веселый и добрый мир. У кукол ведь он именно такой, поэтому и храним мы свои игрушки всю свою, уже взрослую жизнь. Наверное, надеясь, не дождавшись чуда, самим стать, как богиня Нюйва, властителем собственного мира добрых живых игрушек.

P.S.

Я бы тоже, наверное, так хотел, но змеиный хвост смущает как-то…

Улыбнемся?

Капитан корабля делится воспоминаниями:

- Самый страшный случай был в моей жизни, когда наше судно попало в шторм. Но самое страшное было не в этом. Самое страшное, что в этот раз на борту мы везли груз кукол. Когда судно кренилось на борт, они все одновременно широко распахивали глаза и громко хором произносили: «Мама-а-а-а!!!»

На этом все.

До следующих встреч на страницах сайта «Дом интересных Фактов».

Количество просмотров: 3759

Вы можете поделиться своим мнением о статье со всеми друзьями и знакомыми в социальных сетях:

Комментарии к этой статье:

Комментарий добaвил(а): валентина павловна
Дата: 2015-09-10

замечательная статья,спасибо,было интересно

Добавить комментарий:

Введите результат вычислений с картинки: